Проблема воспитания патриотизма, осознания своего места в мире, в обществе среди людей и другие волнующие каждого человека проблемы не могут быть сформированы без знания уроков истории, оставивших свой след во всем укладе, образе жизни, в культуре и традициях народа. Изучение истории и культуры как опыт жизни, способ постижения окружающего – один из основополагающих школьных предметов.
Изучение истории и обществознания особенно актуально в наше бурное событиями непростое время, и, хотя не входит в перечень обязательных для сдачи ЕГЭ предметов, востребовано для поступления во многие высшие учебные заведения. Программа предметов охватывает много вопросов, касающихся литературы, права, экономики, географии, политики, и для того, чтобы успешно сдать экзамен, учащийся должен иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию. С учетом того, что в школах улуса немало начинающих молодых учителей, ежегодно практикуется проведение семинаров по обмену опытом. В этом месяце на базе Устьинской СОШ проведен авторский семинар «Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС» учителя Устьинской СОШ Алексеевой Анастасии Иннокентьевны.
В целом, семинар-практикум проведен в тщательно продуманной форме, что помогло достичь основной цели – раскрытию системы деятельности учителя. Программа семинара была выстроена таким образом, чтобы участники смогли получить целостную картину о роли и месте данных предметов в системе учебно-воспитательной деятельности педагога в процессе урочной и внеурочной деятельности, призванной формировать в учениках гражданственность, патриотизм, морально-этические качества личности.
Участники отметили, что открытие семинара в форме литературно-музыкальной композиции «100-летие Великой Октябрьской революции», в котором принял участие весь коллектив, дал позитивный настрой в понимании роли истории в судьбах народов, страны. В кинохронике, сопровождавшей композицию, была отражена вся история России, включая страницы гражданской войны, Великой Отечественной войны, событий современности. Все уроки были проведены в нестандартной форме и ярко выражали разносторонний характер самого предмета. Это интегрированный урок (история и литература) в 9 классе по теме «Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой?», в котором был организован диалог учителей истории и литературы с учителем литературы Г.Е.Никитиным; бинарный урок в 11 классе по обществознанию «Изучение конфликтов в обществе с помощью производной» с учителем математики Р.А. Дьячковской; урок в 5 классе «Царство Древнего Египта».
Одобрение и заинтересованность вызвал практикум по творческой лаборатории учителя: «Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории», «Электронный кабинет учителя», «Своя игра» по актуальным разделам предмета, где команда выпускного класса показала хорошее знание законов, права.
Таким образом, актуальной для всех школ улуса остается принятие конкретных мер для повышения качества обученности по истории и обществознанию с учетом востребованности результатов выпускных экзаменов для поступления выпускников во многие профессиональные учебные заведения, увеличения количества детей, выбирающих предметы для сдачи ОГЭ и ЕГЭ по данным предметам. Необходимо повысить роль знания правовых вопросов, законов в интеграции с воспитательной работой школы, классных руководителей; практиковать плановые межведомственные связи, проекты с правоохранительными учреждениями с целью подготовки выпускников к реальной жизни в правовом обществе.
Назрела необходимость в повышении роли и влияния деятельности учителя истории в школе и среди населения, в гражданском и патриотическом воспитании, в обсуждении политических событий, бурно развивающихся в последнее время. В профориентационной работе следует уделить особое внимание подготовке к выпускным экзаменам, начиная со средних классов. Также необходимо продумать формы информационной доступности об углубленном изучении тех или иных предметов для детей и их родителей в различных формах внеурочной деятельности и в Интернет-пространстве.
|